Художник Ян Фабр (в центре) с директором PinchukArtCentre Экхардом Шнайдером (справа) и замдиретора РАС Бйорном Гельдхофом. Фото Алексей Фурман
В PinchukArtCentre на 4 этаже проходит персональная выставка бельгийского художника Яна Фабра. Это очень сильная, очень социальная и, одновременно, очень красивая выставка человека, которого называют в художественных кругах провокатором и экстремистом. Тема ее — абсурд и ужасы колонизации Бельгией Конго в 19 веке.
«Представленные работы насыщенны историей и множеством рассказов — о жизни, смерти и безграничной красоте, которая ошеломляюще контрастирует с ужасными преступлениями», — комментирует экспозицию Экхард Шнайдер, генеральный директор PAC.
На выставке представлены две серии работ — «Дань Бельгийскому Конго» и «Дань Иеронимусу Босху в Конго».
Это первая персональная выставка художника на территории Восточной Европы, где он продемонстрировал «скелет из шкафа» цивилизованного Запада. По такому случаю художник сам приехал в Киев, несмотря на то, что шумного открытия с вернисажем делать не стали из-за политического кризиса в стране. Отечественному зрителю подобный проект должен быть особенно интересен в период, когда Украина находится на промежуточном этапе ассоциации с Евросоюзом.
С 60 — х годов Брюссель стал « Меккой » защиты прав и достоинства человека , но всего за полвека до этого бельгийский король Леопольд II превратил африканскую колонию Конго в собственную резиденцию, где активно процветала нечеловеческая жестокость и каннибализм. За время существования Свободного государства Конго населения этой страны уменьшилось вдвое. Эта тема, которую бельгийская общественность тактически избегает, стала основой для создания Яном Фабром двух серий работ.
Фабр известен тем, что в своем творчестве не признает никаких табу и указывает на недостатки общества, которые консервативная общественность пытается игнорировать или скрывать. В интервью он постоянно утверждает, что в провокации есть нечто прекрасное и именно провокацией он направляет публику на пробуждение сознания. Он побуждает зрителей к нетривиальным размышлениям, вызванным откровенными работами художника.
На данной выставке представлены работы бесспорно привлекательные извне, а их тематика : страдания, боль, абсурдность человеческого тщеславия. Роскошные мозаики, представленные в экспозиции, выполнены из крыльев «ценных» златок, как называет их сам автор. Крылья этих жуков-скарабеев переливаются на свету всеми оттенками изумруда и сапфира, что создает потрясающий эффект игры цвета и света. Златки стали основным материалом для создания работ не только из-за их эстетической привлекательности. Художник, который постоянно исследует метаморфозы и свойства живой природы, применяет в своих работах жуков-скарабеев как символ круговорота в природе и времени, чередование жизни и смерти.
Фабр впервые использовал крылья жуков-скарабеев в 2002 году, когда бельгийская королева Паола пригласила художника для оформления Зеркального зала в королевском дворце в Брюсселе. Возможно, сотрудничество с властью в определенной степени стала толчком для создания работ, которые непосредственно связаны с историей Бельгии. Оформляя дворец, он создал произведение «Небо наслаждения», покрыв потолок одного из залов Королевского дворца в Брюсселе миллионами крылышек жуков. Но «за красивыми поверхностями потолка просматривались макеты свисающих отрубленных конечностей — как напоминание о колонизаторском прошлом Бельгии и о том, что богатство королевской семьи омыто кровью тысяч жителей Конго».
В серии «Дань Бельгийскому Конго» работы напоминают документацию тех трагических событий, включая портреты политических деятелей и изображения логотипов компаний, которые поддерживали действия короля Леопольда II. Распятый конголиець, изображенный на одной из мозаик, мало чем отличается от героев босхового ада. Этот триптих является продолжением темы инсталляции, где на мозаике, скопированной с потолка зеркального дворца ниц лежало тело чернокожего мужчины со следами ударов кнута. Жестокие наказания были основной идейной составляющей построения государственности в Бельгийском Конго. Распространенными были не только побои, а отсечение конечностей — безрукие дети у школьной доски также зафиксированы на мозаиках, демонстрируя гротескное сочетание просвещения и истребления.
Вторая серия является символическим воплощением насилия и жестокости, которые сопровождают преступления захватчиков против конголийцев. Для особой выразительности образов Фабр позаимствовал сюжеты из известной работы Иеронимуса Босха «Сад земных наслаждений». Этот художник является одним из самых ярких представителей Северного Возрождения, и всегда служил источником вдохновения для самого Яна Фабра.
Как и в работе Босха , Ян Фабр выражает главный замысел через множество деталей. Так же и он создает полноценную картину событий в Бельгийском Конго, объединив различные элементы образов и исторических персонажей. Общая серия мозаик также включает мелкие скульптуры и декорированные теми же златками чучела птиц, которые наполнены символическим смыслом. Чучела — порочные человеческие пороки, о чем говорят сами названия, например «Гордость порождается бренностью».
Известный как эпатажный провокатор, Ян Фабр прежде всего является исследователем. Обратившись к исторической теме, он находит в анналах примеры высших проявлений жестокости и через такую призму продолжает изучать глубины человеческой сути. Ведь в истории мы часто замечаем определенную цикличность и то, что было характерно для властолюбцев сто лет назад, не отличается от действий некоторых современных провластных деятелей. Непомерная тяга к роскоши и обогащению, бесцеремонность захвата территорий — то, что мы воочию наблюдаем непосредственно в Украине.