Как и многие другие народы, гавайцы верили в духов и поклонялись различным природным явлениям и объектам. Дождь, вулканы, акулы, деревья, камни, море – все это в их мифологии обладало магической силой. Своеобразными идолами, местами поклонения были Похаку О Кане, священные камни. Они могли лежать на земле — похаку лоа, стоять на особом основании — похаку амакуя, иметь какую-то специальную форму — похаку ики, или иметь на себе вырезанные рисунки-петроглифы — кии похаку.
Такие камни с петроглифами ученые находят по всей территории Гавайских островов, но наибольшим скоплением является Пуу Лоа в Национальном парке вулканов. Это обширное лавовое поле, сплошь покрывают петроглифы – рисунки на камнях, высеченные в давние времена. По подсчетам ученых в Пуу Лоа находится более 15 тысяч изображений. Самые старые были сделаны около тысячи лет назад, последние датируют XVIII веком.
Петроглифы изображают людей, животных, сцены охоты и военных сражений. Одни весьма схематичны, другие более проработанные.
Человек
Некоторые нанесены поверх старых картинок. Есть изображения, выдержанные в одном стиле, а есть совершенно отличающиеся, со своеобразными линиями.
Изображение людей в другом стиле
Зачастую, ученые не могут с уверенностью идентифицировать рисунки. Сейчас никто не может точно ответить, для чего использовались эти изображения – для проведения шаманских ритуалов, для фиксирования каких-то значимых событий (своеобразная летопись) или это просто художественное творчество аборигенов.
Например, на камнях между рисунками имеется много неглубоких отверстий. Они располагаются одиночно, рядами, скоплениями или даже столбцами. Никто доподлинно не знает их назначения. Существуют различные версии. По одной эти ямки связывают с древним полинезийским обрядом захоронения детской пуповины. Когда ребенок рождался, пуповину «пико» приносили на лавовое поле, выдалбливали небольшую ямку и укладывали «пико» туда, прикрыв камнем. Если на следующий день пуповина оказывалась на месте, ребенка ждала долгая благополучная жизнь. Места скопления таких ямок обозначали большие семьи. Но это всего лишь одна из версий, что могли означать рисунки на камнях. Есть предположения, что это таблицы подсчетов чего-либо, древние календари, даже поля для игры в папаму (что-то вроде шахмат).
Однако, для гавайцев петроглифы имели значение. Чтобы попасть на Пуу Лоа нужно было пройти по земле, выжженной лавой, через труднопреодолимые заросли киви. В той местности нет даже источников пресной воды, так что тем, кто приходил вырубать в камне эти рисунки, приходилось нести с собой еду и питье. И эта традиция жила на протяжении почти тысячи лет. Кстати, на некоторых поздних изображениях можно увидеть морские суда европейского образца и ружья.
Ружье
Камни с петроглифами уже сотню лет нелегально продаются на черном рынке. Несмотря на охрану государства, находятся желающие отколоть кусок камня или варварски срезать изображения с лавовой плиты. Национальный парк Гавайские вулканы оснащен специальной деревянной дорожкой, обходящей по периметру поле петрглифов Пуу Лоа. Сходить с нее строжайше запрещено, чтобы не повредить хрупкое наследие предков.
Понять, насколько уязвимы древние камни, можно посмотрев на тропу, ведущую к Пуа Лоа от парковки. Ноги миллионов туристов до гладкости отшлифовали поверхность лавы.